Сепарация не дело ребёнка, а задача родителя. Родить его в свою жизнь – значит отпустить.
Есть одна здоровая модель сепарации и остальные, разные. Правильное Отпускание начинается задолго до «вот будет тебе 18, тогда и будешь решать». И даже не в 14, когда «лапочка» станет дерзкой, переоденется в «дикие» одежды и заведёт «жутких» друзей. А сразу после появления на свет.
Есть природный, естественный путь отделения ребёнка. Моменты, когда появляется ВОЗМОЖНОСТЬ быть ОТДЕЛЬНО. Дитя попросту созревает для этой отдельности.
Включаются соответствующие органы и системы, приходит могучесть для наработки навыков. И это и есть самое подходящее время для освобождения.
Физическое отделение происходит при рождении. Отключение питания через пуповину. Самостоятельный вдох. Запуск систем и органов для терморегуляции.
Первым отделяется тело физическое.
Затем наступает время чувственной свободы. Ранний и дошкольный возраст время осознавания эмоциональных переживаний.
Если до 2 лет с этим совсем непросто – ребёнок практически плавает в эмоциональном аквариуме без дифференциации своих и чужих состояний. Психологи выделяют одно из качеств этого состояния, назвав его «эмоциональное заражение».
Воспитатели ясельных групп знают – успокоить плачущего малыша нужно как можно быстрее, зазевавшись, рискуешь иметь дело с группой орущих карапузов.
Потому что эмоциональные границы еще тонки и легко нарушаются печалью соприсутствующего.
Равно как и с беспричинной радостью.
На детской площадке хохочущий годовасик – источник излучения. Мгновение, и «накрывает» остальных в радиусе приёма. Но уже с трёх лет способность отличать свои чувства от чужих набирает обороты.
И тут есть одно большое НО. Ребёнок эмоционально становится отдельным – рождается как человек с отдельными чувствами – если позволит мама. ЕСЛИ ПОЗВОЛИТ МАМА.
А у мам не всегда есть для этого мотивация. Мама ведь тоже еще рождается, движется по оси индивидуального развития, к пониманию сути материнства. И в её силах притормаживать процесс. Основание – «сама не наигралась еще». К этому времени мать, как это бывает довольно часто, уже сильно травмирована и не может отказать себе в том, чтобы воспринимать ребёнка, как спасение от своих душевных страданий.
О том, как применять детей в качестве лекарственных средств, можно написать много. И преуспели в этом не только матери. Бабушки и папы с дедами тоже в списке.
У других это заметнее, чем у себя. Помните, как режет слух фраза «Сынуля — мой защитник! Мой любимый мужчина»?
Нет у данной женщины иного защитника.
Mужчины, большого и равного, не случилось. Одна надежда на маленького. Назначаем его и большим (про отца) и равным (про партнёра). А про то, что он сам, как отдельная личность чувствовать может в этой связи, думать не нужно.
У нас ведь одни чувствования на двоих.
Ну, вы помните это из анекдота: мама сама у себя спросит — замёрз её сын или хочет кушать. Самостоятельно отделить себя от мамы — задача для гениев. Тех, что подобно Мюнхгаузену, способны сами себя из болота вытащить.
Импульс к сепарации должен исходить от взрослого. Присоединяясь к природному потоку, раскручивающему возможности ребёнка, взрослый должен толкнуть дитя в его собственную свободу. Осознавать свои чувства и научить этому ребёнка — задача взрослого. И дай Бог, чтоб у ребёнка случился такой взрослый.
Помочь рождению иногда можно и в обход мамы. Воспитательница, вожатый, психолог – годится любой взрослый, способный продемонстрировать ребёнку отдельность его чувств.
Без такой прививки отдельность, увы, почти не случается. А впереди ведь еще интеллектуальное рождение. Когда может родиться (или нет) личность, способная мыслить за пределами шаблонов…
Мне как-то много лет назад попался отличный японский документальный фильм о лисах. Из серии таких, как снимают ВВС, но помню что колорит японский. Фильм чудесно раскрывал картину социализации у лис.
Мать обучала детёнышей добывать корм, прятаться от хищников, общаться. А потом вдруг выгнала всех лисят из гнезда. Вот так неожиданно, возвратившийся с охоты лисёнок был встречен зубастым оскалом. Всё, детство кончилось.
Когда мы, взрослые, продлеваем инфантильность, не позволяем осознать себя, взращивать способность опираться на себя – отбираем у ребёнка возможность жить свою жизнь для себя. Он проживёт её для нас, родителей.
Иллюзия дополнительного аватара, возможность исправить ошибки, не признавая, что всё уже свершилось (и что было проиграно – проиграно)…
Вот так кратко в виде наброска о тех вещах, что мне кажутся важными. Не ставя целью «виноватить виноватых», хочу вкладывать энергию в поиски выхода. Мои тексты для тех, кто ищет кирпичики для своих воспитательных концепций.
Елена Кузнецова